Воскресенье, 19.05.2024, 08:37 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Учебные и исследовательские работы в области гуманитарных наук

Проектные и исследовательские работы в области гуманитарных наук.

(история, обществознание)

Автор – учитель истории и обществознания

МОУ «гимназия «Дмитров»»

Смирнов М.П.

Современное положение обществоведческих дисциплин до сих пор находится в неустойчивом состоянии. Смена социально – экономического пути развития общества после распада СССР поставила задачи формирования нового представления о преподавании предметов гуманитарного цикла, и это формирование продолжается. Пишутся новые учебники, разрабатываются новые программы, реализуются новые подходы. Одним из достойных упоминания концепций преподавания является компетентностный подход в образовании.

Исходя из представлений о компетентностном подходе, школа предстает в новом качестве – в виде «инструмента», культурной формы, для решения иных, не востребованных ранее массовой практикой целей и задач. Школа реализует множество задач, и реальными заказчиками школы становятся ученик, его семья, работодатели, общество, профессиональные элиты, и государство. В современном образовательном многообразии компетентностный подход позволяет раскрыть творческий потенциал учащихся, соединить требования «школы и жизни»[1].  Очень важно, чтобы выпускник школы был конкурентоспособным в конкурентной среде сегодняшней действительности. Отсюда базовые вопросы дидактики – «чему учить?» и «как учить?» становятся как никогда актуальными.

 

Учебные и исследовательские работы в области гуманитарных наук, а если конкретнее – обществоведческих наук, позволяют реализовать концепцию ключевых компетенций в образовательной среде. Под ключевыми компетенциями я понимаю наиболее общие (универсальные) выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества[2].

Результатом данного подхода будет являться формирование человека компетентного, «который способен практически разрешать («разруливать») нестандартные, значимые для себя ситуации, используя для этого знания, умения, способности, опыт и т.д.»[3].

Необходимо так же подчеркнуть, что эффективность данного результата зависит от соответствия школьной жизни, жизни реальной, в которую окунается выпускник после окончания школы.

Учебная работа, или учебная деятельность это «совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности»[4].

Главный смысл учебной деятельности заключается в формировании у учащихся навыков, умений, развитие способностей к исследовательской деятельности, приобретение новых, личностно значимых знаний. Посредствам учебной деятельности возможны решения конкретных задач урока, что отражает специфику компетентностного подхода.  

На уроках гуманитарных дисциплин данный вид деятельности позволяет решать задачи урока:  примеры – «Норманнская теория: за и против. Историографический обзор», «Правовые аспекты продажи табачной и алкогольной продукции несовершеннолетним», «Масонство в России», «Один день из жизни Екатерины II», «Египет – детище Нила», «Культура в России первой половины XIXв.», «Канал им. Москвы», «Древний Херсонес – колыбель христианства на Руси» и т.д. Причем, данные работы в перспективе могут трансформироваться в самостоятельную научно – исследовательскую работу. Яркий пример этому работа Фияловой Ксении, ученицы 11 класса, которая в апреле 2010г. участвовала в XVII-ом  Всероссийском открытом конкурсе юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, была допущена комиссией на очный тур конкурса.

Работая в рамках учебной деятельности необходимо помнить о факторах, влияющих на результативность работы: возрастные особенности, психологические особенности, эрудированность, мотивация, самостоятельность и т.д. Без учета этого комплекса показателей сложно будет добиться решения учебной задачи. Что касается отчетности, то работа может быть представлена как в виде доклада, реферата, так и в виде мультимедийной презентации.

Учебная деятельность позволяет оценить комплекс творческих способностей ученика, не только его «знаниевый компонент», но и презентабельность, коммуникативные способности, она позволяет необходимым образом корректировать задачу, в соответствии с мотивацией учащегося. Все это отражает положительные стороны компетентностного подхода.

Если поле для работ в рамках учебной деятельности в гуманитарных дисциплинах обширно, то для исследовательской деятельности оно значительно ограничено спецификой обществоведческих предметов.

Под исследовательской деятельностью, я понимаю «деятельность учащихся, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы»[5].

Исследовательские работы позволяют решать не только конкретную историческую задачу, но и заниматься изучением темы на стыке наук, они позволяют вырваться из заранее известного алгоритма действия и решать более значительные проблемы.

В исследовательской деятельности наиболее полно и ярко видны плюсы компетентностного подхода, который позволяет максимально удовлетворить потребности учащегося, научить, сформировать навыки и умения решения задач в жизненных ситуациях.

Большое значение в школьных исследованиях играет проектирование самого исследования с позиций академической науки или максимально приближенной к ней. Соблюдение этих норм сохраняет научную преемственность с традициями выработанными научным сообществом.

Школьные исследовательские работы по истории, по сути, могут быть представлены в виде исследований по краеведению, и тем, личностно связанных с авторами работ: примеры (возможны различные вариации) «История семьи», «История улицы», отражение масштабных исторических событий на жизнедеятельности предков семьи и т.д. Основная проблема узости выбора тематики исследований по истории проявляется в невозможности абсолютной проверяемости исторического прошлого.

Работы по обществознанию в основном представлены в виде социологических опросов, составленных бизнес – планов, выявление действия нормативно – правовых актов в жизни и пр. Конечно же, это не весь список возможных тем, но он характеризует специфику работ по данной дисциплине.

Исследовательские работы более сложный, и качественный, высокоорганизованный вид творческой деятельности ученика, поэтому работ такого разряда существенно меньше, но и они есть. К таковым работам можно отнести работу Фияловой К. «Исполнение законов о продаже несовершеннолетним алкогольной и табачной продукции в г. Дмитрове», работу Чуднов Ст. и  Селюкова И. 9 кл. «Оружие Победы: стрелковое оружие пехоты».

Помимо всех необходимых составляющих исследования: гипотезы, методов, целей, задач, эксперимента/ моделирования, результата в них имеется очень важный пункт – практическое применение исследуемой тематики, что подтверждает социальную значимость работ, их новизну и возможность использование в серьезной науке.

Учебная и исследовательская деятельность стали важным компонентом современного образовательного пространства. Они позволяют существенно изменить представление об образовании как о процессе получения знаний, но и расширить его более широким спектром практической деятельности. Выполняя гуманистическую и демократическую задачи – удовлетворение максимальных потребностей учащихся, обеспечение каждого гражданина необходимой долей выбора, эти два вида деятельности позволяют реализовывать на практике компетентностный подход в образовании: формируют учеников как личностей, адекватно оценивающих и развивающих собственные способы действия в реальной действительности, что является залогом развития страны в будущем!



[1]Митрофанов К.Г., Серкин А.В., Шаповал В.В. «Современные образовательные технологии и преподавание истории». МГПУ. Кафедра методики преподавания истории. Часть 1. Новые представления о целях, результатах и способах оценивания в современном образовании. М., 2005. С. 64

[2] Там же с.56

[3] Там же с. 57

[4]Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы. // http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php

[5]Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы. // http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Palych (15.04.2012)
Просмотров: 1549 | Теги: компетен, история, исследования, проект | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: