Воскресенье, 19.05.2024, 07:29 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Растворение идеи воспитания в содержании образования: преподавание истории в школе.

Растворение идеи воспитания в содержании образования: преподавание истории в школе.

Смирнов Максим Павлович

Учитель истории и обществознания

МОУ гимназия «Дмитров»

 

Проблема, заявленная в теме сегодняшнего семинара, является одной из важнейших в образовательном процессе, и при этом, я бы не сказал, что она нова, но злободневна. Воспитание как один из основных элементов педагогической науки требует пристального к себе внимания, так как вопросы, связанные с ним относятся к духовной, внутренней составляющей формирования и развития личности. Само слово воспитание - "в ось питать", характеризует процесс, направленный на формирование внутреннего стержня человека, личности, питание основы оси индивидуума. Ни для кого не секрет, что именно сильное, основательное внутреннее состояние человека - базис, дает уверенность и надежду в решении проблем различного порядка и характера. Недаром говорят, что вера/уверенность это 50 % успеха в деле. А если это дело связанно с педагогической деятельностью и образованием, то сомневаться в важности воспитания в содержании образования не приходиться.

Мне хочется акцентировать внимание именно на проблеме важности реализации воспитательных процессов в школе.

В наше время высоких скоростей и постоянно совершенствующихся технологий образовательное пространство, педагогическое сообщество не может и не имеет права отставать от технического прогресса. И дабы избежать этого отставания, педагоги, в основном акцентируют свое внимание на дидактической составляющей образования – обучении. К примеру, если каждый из здесь присутствующих припомнит, сколько реально контрольных, лабораторных, практических работ он выдает за год по сравнению с воспитательными работами (различные формы классных часов, уроки патриотического воспитания, уроки мужества, родительские собрания, и пр.), то результат с большим перевесом будет в сторону практики контрольных.

Конечно, уроки закрепления материала и проверки сформированных знаний, умений и навыков неотъемлемая составляющая образовательного процесса вообще, и мы желая достичь максимального результата в усвоении материала, зачастую, недооцениваем значения воспитательных задач и примеров, чего не стоит забывать и , что зачастую происходит. Очень сложно создать методику, которая бы однозначно помогала бы учителю в формировании и проверке сформированных посредствам воспитания знаний умений и навыков так как эти процессы субъективны и зависят в равной степени как от учителя так и от учащихся, но проводить хотя бы закрепляющие уроки, уроки обобщения по выявлению рефлексии, что самое ценное, у детей  по пройденной теме также необходимо как и проверка знаниевых ЗУНов. Везде мы должны учитывать эту параллель знания и воспитания, так как на их равноценной основе строиться и формируется будущая личность.

Сам термин «воспитание» имеет многовариантность трактовок, но общий смысл  их заключается в том, что  воспитание это «целенаправленный процесс формирования личности … в соответствии с социокультурными нормативными моделями». По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. Как важно для нас людей "сегодня" обеспечить сохранность этой жизненно необходимой исторической памяти, которая является той связующей нитью между прошлым и будущим через наше настоящее. Именно историческая связь времен позволяет передавать накопленный социальный опыт потомкам. Коллективный склероз наоборот лишает возможности должным образом ориентироваться в настоящем и способности понимать, что надо делать в будущем.

История это не просто наука о прошлом, это наука о прошлом человека. Само прошлое мало интересует ученых, если оно не выражено через антропогенный фактор. Во главу угла исследований ставятся личность, народ, массы, без которых невозможно понимание действительности прошлого: рефлективное переживание (сравнение как было и как/что  стало) важнейший фактор в понимании прошлого и настоящего. 

История это кладезь, который хранит множество поведенческих примеров реализованных в разные исторические эпохи и при различных обстоятельствах. Исторические факты дают широкую  возможность для реализации воспитательной работы на уроке, и именно через исторический пример, возможен воспитательный эффект, так как исторический пример зачастую  пример личностный, который всегда очень важен для человека. Поэтому одним из вариантов воспитания через содержание образования является, на наш взгляд, рассмотрение роли личности в истории, которая закладывает кирпичики в стену под общим названием гражданское воспитание и патриотизм.

Нельзя обойти вниманием в данном вопросе проблему патриотического воспитания как основы "в ось питания" человека.

Само слово "патриотизм", наконец-то стало возвращаться в наш лексикон, после долгих лет критики и развенчания нашего прошлого "жареными фактами".  "Любовь к Родине", так переводится это слово. Можно долго спорить в различных отвлеченных рассуждениях, что же все-таки это такое "патриотизм", пока мы не увидим реальное поведение людей в кризисные для страны, государства и Отечества периоды: ополчение Кузьмы Минина, что привело этих людей встать на защиту своего Отечества? Обращение Петра I накануне Полтавской баталии: Воины! Настал час, который должен решить судьбу Отечества. Но знайте, что сражаетесь не за Петра, а за государство, Петру врученное... Какая корысть была в поступке Ивана Сусанина или Александра Матросова? В основе поведения людей в нелегкие для страны моменты лежит особое состояние человеческого духа, точное название которому - патриотизм. Это эмоциональное состояние, стержнем которого является превращение общего блага в нечто глубоко личное  или даже жертвенное. Это ли не один из важнейших результатов воспитания? И целенаправленным способом это осуществляется именно через воспитание. Наша цель воспитать, "в ось питанных" нами личностей, патриотов своего Отечества и Родины.

Патриотизм не проверишь контрольной или лабораторной работой, и не дай Бог, проверка эта жизнью может дорого стоить нашему Отечеству и будущему, если в свое время не приводилась этакая "патриотическая прививка". А воспитывать спустя рука это очередной раз плодить "иванов, не помнящих родства". А оно нам надо?

Нельзя не прислушаться к высказыванию О. Бисмарка, который говорил, что австро - прусская война 1866г., которая способствовала объединению Германии под руководством Пруссии, выиграна прусским учителем. Ведь основным материалом, на котором реализуется патриотическое воспитание, является память прошлого, воспитание историей. Напрашивается вопрос: а не проиграем ли и мы войну нашим беспечным отношением к воспитанию?

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Palych (15.04.2012)
Просмотров: 744 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: